Д.А.Қонаев атындағы Жамбыл облыстық

балалар мен жасөспірімдер кітапханасы

Сайтта кім бар

Қазір бір қонақ және Бірде бір тіркелген қолданушы жоқ сайтта отыр

1147439
Сегодня
Вчера
На этой неделе
На прошлой неделе
В Этом месяце
В прошлом месяце
Всего
233
361
594
2557
905
1129915
1147439
Ваш IP: 18.218.75.58
Время на сервере: 03-12-2024 16:50:13

Д.А. Қонаев

Қазақстан - Ұлы Дала Елі

Бір ел-бір кітап

Қазақстан Республикасының мемлекеттiк Туы

Қазақстан Республикасының мемлекеттiк Туы – Қазақстан Республикасының мемлекеттiк негiзгi рәмiздердiң бiрi. ҚР Президентiнiң “Қазақстан Республикасының Мемлекеттiк рәмiздерi туралы” конституциялық заң күшi бар Жарлығымен (24.1.1996) белгiленген. Мемлекеттік ту көгiлдiр түстi тiк бұрышты кездеме. Оның ортасында арайлы күн, күннiң астында қалықтаған қыран бейнеленген. Ағаш сабына бекiтiлген тұста — ұлттық оюлармен кестеленген тiк жолақ өрнектелген. Күн, арай, қыран және ою-өрнек — алтын түстi. Тудың енi ұзындығының жартысына тең.

ҚР мемлекеттік туының авторы — суретшi Шәкен Ниязбеков. Бiрыңғай көк-көгiлдiр түс төбедегi бұлтсыз ашық аспанның биiк күмбезiн елестетедi және Қазақстан халқының бiрлiк, ынтымақ жолына адалдығын аңғартады. Бұлтсыз көк аспан барлық халықтарда әрқашан да бейбiтшiлiктiң, тыныштық пен жақсылықтың нышаны болған. Геральдика (гербтану) тiлiнде — көк түс және оның түрлi реңкi адалдық, сенiмдiлiк, үмiт сияқты адамгершiлiк қасиеттерге сай келедi.

Ежелгi түркi тiлiнде “көк” сөзi аспан деген ұғымды бiлдiредi. Көк түс түркi халықтары үшiн қасиеттi ұғым. Түркi және әлемнiң өзге де халықтарындағы көк түстiң мәдени-семиотикалық тарихына сүйене отырып, мемлекеттік тудағы көгiлдiр түс Қазақстан халқының жаңа мемлекеттiлiкке ұмтылған ниет-тiлегiнiң тазалығын, асқақтығын көрсетедi деп қорытуға болады. Нұрға малынған алтын күн тыныштық пен байлықты бейнелейдi. Күн — қозғалыс, даму, өсiп-өркендеудiң және өмiрдiң белгiсi. Күн — уақыт, замана бейнесi. Қанатын жайған қыран құс — бар нәрсенiң бастауындай, билiк, айбындылық бейнесi. Ұлан-байтақ кеңiстiкте қалықтаған қыран ҚР-ның еркiндiк сүйгiш асқақ рухын, қазақ халқының жан-дүниесiнiң кеңдiгiн паш етедi.

Сохранились свидетельства о том, что сакско-сарматские племена, населявшие Казахстан в III—VIII веках до нашей эры, имели свои знамена. Кочевники-гунны имели белые флаги, у тюрков — предков современных тюркских народов, в том числе и казахов, флаги голубого, зеленого, желтого и других цветов.

Преемственность в символике сохранилась и у кимакского и кыпшакского государственных объединений. Знамя Чингисхана представляло собой треугольное белое полотнище, на котором был изображен охотничий кречет — тотем рода великого полководца. Выбор цвета флага определялся самой историей. Казахстан на протяжении почти 600 лет находился под властью чингизидов. В последствии стяги золотоордынских, акордынских и казахских ханов и султанов были тоже белого цвета. Например, до сих пор сохраняется в народной памяти белый флаг Абылая (XVIII век). Цвет знамени правителя Средней Азии Тимура, так же как знамена тюрков, хазаров и сельджукидов, был небесно-голубым.

После присоединения Казахстана к России стала насаждаться новая государственно-административная система управления, что оказало существенное влияние и на развитие государственной символики.

Казахская Автономная Советская Республика использовала государственные символы РСФСР. Конституции Республики Казахстан 1936 и 1978 годов установили положение о флаге, гербе и гимне Казахской ССР. Флаг представлял собой полотнище из трех горизонтальных полос: верхней и нижней красного цвета и средней — лазурного. В верхней части были изображены серп и молот, и над ними красная пятиконечная звезда.

В 1992 году был утвержден Государственный флаг Республики Казахстан, разработанный Шакеном Ниязбековым.

Государственный флаг Республики Казахстан представляет собой прямоугольное полотнище голубого цвета с изображением в центре солнца с лучами, под которым — парящий орел. У древка — вертикальная полоса с национальным орнаментом. Изображение солнца, его лучей, орла и национального орнамента — цвета золота. Соотношение ширины флага к его длине — 1: 2.

В традициях геральдики каждый цвет символизирует определенное понятие. Так, золото олицетворяет могущество, силу, богатство, постоянство, знатность, веру, справедливость, добродетель, милосердие, верность. Синий цвет символизирует честность, целомудрие, верность, безупречность. Кроме того, этот цвет соответствует небу и воздуху.

Синий цвет имеет глубокое символическое значение и в тюркской культуре. Достаточно сказать, что понятия «синий» и «небо» на языках почти всех тюркоязычных обозначаются одним словом. Это, вероятно, объясняется тем, что древние тюрки были небопоклонниками, считавшими небо своим отцом, а их синее знамя — символизировало преданность отцу-прародителю. На территории Казахстана с древнейших времен была распространена вера в Тенгри — Небо, несущая в себе идею единобожия задолго до появления великих мировых религий — буддизма, христианства и ислама. Эта вера прошла через века, и еще в начале XX века казахи над могилами святых возводили купол и окрашивали его в голубой цвет, тем самым имитируя модель мира: на четыре столба, олицетворяющих четыре стороны света, опирается купол-сферический символ неба.

С учетом культурных традиций, синий цвет у всех тюркоязычных народов воспринимается как небесный, священный, обетованный, заветный, исконно чистый, высший.

Если обратиться к элементам изображения на полотнище флага, то, исходя из геральдических канонов, можно сказать, что солнце символизирует богатство и изобилие, а орел — власть, прозорливость, великодушие. Кроме того, в традициях разных народов существовало почитание солнца как символа возрождения (рождение дня после ночи), символа движения и времени.

Изображая солнце в своей государственной атрибутике, Казахстан еще раз подтверждает свою приверженность общечеловеческим ценностям и мировому сообществу, что также свидетельствует о том, что новое молодое государство полно жизнеутверждающей энергии, открыто всем странам мира для сотрудничества.

Не требует особого разъяснения и другая деталь Государственного флага — образ орла. Он является одним из первых геральдических атрибутов, издавна применяемых в гербах и флагах многих народов. Этот образ обычно воспринимается как символ власти, прозорливости и великодушия. В государственных символах важен не только образ каждой детали, но и их исполнение, размещение. В этом плане образ орла на нашем флаге существенно отличается от своих предшественников. Раньше подчеркивались его хищнические черты и агрессивные позы как проявление силы и мощи. На флаге этот образ нашел принципиально новое художественное решение, и оно не менее выразительно, чем в апробированных подходах. Во-первых, в глаза бросается спокойный, мирный характер рисунка. Важна его сила, выносливость, прозорливость и бесстрашие перед любым испытаниями. Во-вторых, он расположен под солнцем, как бы на своих крыльях несет огонь Прометея, огонь Счастья. В третьих, он в движении, летит к своей заветной цели. Это и есть стремление нашего народа к счастью и благоденствию, к высотам человеческой цивилизации.

Особое место занимает образ орла в мировоззрении казахов, который ассоциируется с такими понятиями как свобода, непокорность, чувство достоинства, мужество, высокие идеалы, широта души и чистота помыслов. Для номадов и его потомков нет в мире птиц, равных орлу.

Важным элементом Государственного флага является расположенная у его древка вертикальная полоса с национальным орнаментом. Казахский орнамент — одна из форм специфического художественного восприятия мира в строгом соответствии с эстетическими вкусами народа. Представляющий собой гармонию весьма сложных, иногда отвлеченных форм, линий и ритмов, он является выразительным средством раскрытия внутреннего мира народа. Их прообразами служат конкретные предметы и явления окружающего мира.

Обогащение орнаментальных мотивов, их динамичное развитие, по мнению ученых, присущи высокой ступени развития культуры.

Автор Государственного флага Республики Казахстан — заслуженный деятель искусств, один из основоположников дизайнерского искусства Казахстана Шакен Онласынович Ниязбеков.

Родился 12 ноября. в г. Таразе. Окончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной. Главный художник г. Алматы.

Основные произведения: комплексный дизайн кинотеатра им. Ш. Уалиханова в г. Таразе, памятник «В Волоколамском направлении. Генерал-майор И. Панфилов и комбат Б. Момышулы», живописные полотна «Құрманғазы», «Көбік шашқан», «Кісен ашқан», «Шоқан Уалиханов», «Мұхтар Әуезов», «Сырым Датов», «Жамбыл», «Счастье матери» и т. д. Автор герба г. Алматы.

Тілдерді ауыстырғыш

Кітапхана әлеуметтік желіде:

www.screenreader.tilqazyna.kz