детско - юношеская библиотека

Жамбылская областная

Сайтта кім бар

Қазір 63 қонақ және Бірде бір тіркелген қолданушы жоқ сайтта отыр

1033786
Сегодня
Вчера
На этой неделе
На прошлой неделе
В Этом месяце
В прошлом месяце
Всего
299
804
4352
1950
9376
1010257
1033786
Ваш IP: 18.222.121.79
Время на сервере: 19-05-2024 14:54:11

Д.А. Қонаев

Қазақстан - Ұлы Дала Елі

Бір ел-бір кітап

Ярцева Э.К., руководитель

информационно-библиографического отдела

областной юношеской библиотеки

имени Ж. Бектурова (г. Караганда)

 

 

Современные  тенденции

 в информационно-библиографической деятельности

юношеских библиотек

 

         На современном этапе в Республике Казахстан проблемы молодежи занимают одно из приоритетных направлений. «Молодежь – будущее страны».  Об этом неустанно повторяет Глава нашего государства Нурсултан Абишевич Назарбаев, подчеркивая, что именно молодым предстоит строить новый, независимый Казахстан. Президентом Республики Казахстан уделяется огромное внимание развитию молодежной политики в нашей стране. При условии успешного формирования и реализации молодежной политики   можно добиться более полного использования интеллектуального потенциала и активности нашей молодежи.

Не последнее место в воспитании и формировании молодежи занимают библиотеки, в частности юношеские. Роль библиотеки как социального института в воспитании молодежи очень важна. «Международная Федерация Библиотечных ассоциаций и организаций ИФЛА. Профессиональные доклады №107. Руководство по библиотечному обслуживанию юношества» -  определяют следующие цели библиотечного обслуживания юношества:

 • библиотечное обслуживание юношества должно быть основано на особых потребностях юношества и способствовать переходу от детского обслуживания к взрослому;

• юношеству необходимо, и оно достойно специализированного обслуживания в соответствии со своими образовательными, информационными,  культурными и досуговыми потребностями;

• библиотечное обслуживание юношества должно содействовать развитию функциональной грамотности, непрерывному образованию, информационной грамотности и чтению для удовольствия.

На данный момент юношеские библиотеки включены в интенсивное развитие библиотечной отрасли, меняется социальная роль юношеской библиотеки, ее функции и направления деятельности. Эти направления, особенно библиографическая деятельность, обретают все более инновационный характер, что обусловлено социально-культурными и технологическими факторами.

Библиографическая деятельность является «сквозной функцией» библиотеки, поскольку и при наличии библиографического подразделения она осуществляется на всех основных участках ее работы. Усиление в последние годы этой «сквозной функции» связано с внедрением в библиографические подразделения компьютерной технологии. Это открыло дистанционный доступ как к отечественным, так и к мировым информационным ресурсам. Именно библиографические процессы сближают библиотечную и научно-информационную деятельность по удовлетворению информационных потребностей пользователей.

Современный этап библиографии, на данный этап – информационный. Библиографическое обслуживание молодежи характеризуется сочетанием традиционных и инновационных методов и форм. Книга, традиционная печатная продукция становятся не единственной профессиональной ценностью библиотекаря, рядом с ними формируется новый блок носителей информации.

Автоматизация библиографических процессов в юношеских библиотеках, подключение их к Интернету позволяет интенсифицировать формирование электронных библиографических ресурсов и оказание библиографических услуг. Подлинную оптимизацию библиографической деятельности юношеских библиотек обеспечивают инновации. Инновации в работе библиографа должны присутствовать каждодневно, поскольку библиографическая деятельность  самая творческая, самая актуальная.

Сегодня любая публичная библиотека, тем более работающая с молодёжью, должна иметь свое представительство в Интернете. В этой связи существенное значение имеет:

•    обязательное наличие у библиотеки сайта, портала, информационной страницы;

• наличие у библиотеки виртуальной справочной службы, виртуальной консультации, электронной доставки документов;

•   обеспечение активного присутствия библиотеки в «блогосфере», в социальных сетях (FaceBook, ВКонтакте, YouTube, Twitter) для информирования и формирования лояльных групп пользователей;

• возможность использования Интернета для проведения видеоконференций, видеомостов, видеодискуссий, вебинаров, дистанционного обучения, для трансляции в реальном времени профессиональных конференций, семинаров.

Если библиотекари хотят конструктивно общаться с молодёжной аудиторией, они должны предлагать ей наиболее востребованные средства коммуникации:

  • электронные информационные бюллетени;
  • тематические блоги для любителей чтения, SMS, аудио- и видео- (podcasts) оповещения о библиотечных мероприятиях;
  • такой популярный VoIP- сервис, как Skype (голосовая связь через Интернет, последние усовершенствования сервиса позволяют теперь участвовать в видеоконференциях одновременно с несколькими участниками).

Карагандинская областная юношеская библиотека была основана в 1976 году с целью усиления духовного и нравственного воспитания молодежи. В 2001 году библиотеке было присвоено имя Жаика Кагеновича Бектурова исследователя, журналиста, поэта, писателя, переводчика, публициста, общественного деятеля, почетного жителя г. Караганды. Особый статус библиотеке придает музей Ж.Бектурова. 12 декабря 2001 года состоялось торжественное открытие мемориального кабинет-музея писателя, включающего в себя экспозицию «Рабочий кабинет» и читальный зал, в фонд которого полностью вошла его уникальная личная библиотека.

Миссия библиотеки: содействие социальному становлению юношества через воспитание и предоставление свободного доступа к информации по основным личностно-формирующим проблемам: духовному развитию, воспитанию, образованию, выбору профессии.

Информационно-библиографический отдел ОЮБ имени Ж.  Бектурова обеспечивает информационные потребности пользователей в соответствии с принципами доступности, оперативности, информативности и комфортности. Девиз библиотеки: «Поиск, творчество, развитие» - соответствует современным требованиям в работе с молодежью.

 Среди основных задач отдела – организация, совершенствование и обеспечение работоспособности справочно-библиографического аппарата библиотеки; справочно-библиографическое и информационно-библиографическое обслуживание пользователей в соответствии с их потребностями и уставными задачами библиотеки; повышение информационной культуры пользователей читателей; расширение информационных услуг на основе новых технологий; обеспечение методического единства библиографической деятельности всей библиотеки.

К основным направлениям деятельности отдела следует отнести:

  • формирование СБА;
  • справочно-библиографическое обслуживание в режиме онлайн;
  • информационное обслуживание пользователей;
  • формирование информационной культуры и распространение библиотечно-библиографических знаний;
  • координация библиографической работы с отделами библиотеки;
  • использование интернет ресурсов;
  • информатизация библиотечных процессов.

Наш отдел оказывает следующие виды услуг:

  • консультативная помощь по поиску информации в ЭК библиотеки;
  • выдача литературы из фонда отдела (в распоряжении отдела насчитывается около 3 тыс.книг, основная часть которых составляет словари, справочники и др.);
  • консультирование по вопросам использования справочно-библиографического аппарата библиотеки;
  • поиск по уточнению библиографических данных документов;
  • организация выставок справочных, библиографических изданий (традиционных и виртуальных);
  • проведение Дней информации;
  • тематический поиск информации в сети Интернет;
  • выполнение тематических и фактографических справок;
  • консультирование библиотечных специалистов по информационно-библиографической деятельности;
  • информационно-библиографическое обслуживание индивидуальных и коллективных пользователей;
  • с помощью правовой системы «Параграф» и БД «Заң» осуществляет поиск и подбор правовой информации;
  • ведение электронной картотеки статей АБИС «ИРБИС 64».

 

Сегодня информационно-библиографическая деятельность библиотеки строится в большей степени на формировании духовно-патриотического воспитания среди молодежи.

В программной статье Главы государства «Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру» - «Взгляд в будущее: модернизация общественного создания» отдельным пунктом выделен проект «Туган жер», который нацелен на сохранение духовного и культурного наследия Казахстана. Государственная программа «Туған жер» дало новый толчок в краеведческой работе библиотечной сферы.

Это поэтапный переход государственного языка на латиницу, проекты «Новое гуманитарное знание. 100 новых учебников на казахском языке», «Туған жер», «Казахстанская сакральная география», «Современная казахстанская культура в глобальном мире», «100 новых имен Казахстана».

В работе краеведческой деятельности, ИБО использует материалы ИКС «ШУАК»

ШУАК-историко-краеведческий сайт- это информационный ресурс по истории, культуре, литературе Карагандинского региона. Сайт ориентирован на молодых казахстанцев.

Сайт «ШУАК» создан в рамках региональной программы «Мәдени мұра» «Культурное наследие». На страницах историко-краеведческого сайта наряду с историческими сведениями, фотографиями, статистическими данными, пользователь найдет уникальные, ранее не публиковавшиеся материалы, собранные археологами, этнографами, филологами, библиотекарями.

Представленная на сайте информация является результатом трудоемкой совместной работы сотрудников Карагандинской областной юношеской библиотеки имени Ж. Бектурова, ТОО «Центр историко-культурных наследий»,  Карагандинской областной государственной инспекции по охране историко-культурного наследия, Карагандинского государственного университета им. Е. Букетова, Института археологии им. А.Х. Маргулана (г. Алматы), НИИ археологии им. К.А.Акишева при Евразийском национальном университете им. Л.Н. Гумилева.

Справочно-библиографический аппарат (фонд справочных и библиографических изданий), ведет издательскую деятельность, обширно проводятся ББЗ.

Формы проведения ББЗ занятий могут быть самые разные: лекции, ролевые игры, тренинги, викторины, турниры и т.д. Главное, эти формы должны быть максимально активные, с практическим поиском нужной информации. На Неделе юношеской книги, который проходит в нашей библиотеке ежегодно, был дан старт краеведческой Квест-игре: «Где? Где? В Караганде!», совместно с отделом обслуживания юношества была проведена увлекательная, поисковая квест–игра для студетов колледжей.

Получив разъяснения условий игры и конверты с зашифрованными ключами, команды, в составе каждой из которых был сопровождающий из числа сотрудников библиотеки, должны были выполнить задания. Ответы на вопросы квестовых заданий ребята искали и находили в Карагандинском областном историко-краеведческом музее, областном казахском драматическом театре им. С.Сейфуллина, Карагандинском областном музее изобразительного искусства, а также в Доме книги «Алихан Ермеков».

С 2006 года в библиотеке работает информационно-ресурсный центр «Достык» для молодежи по вопросам культуры, образования, краеведения. К услугам пользователей информационно-ресурсного центра «Достық» универсальный справочно-информационный фонд, информационно-правовая система «Параграф», база данных «Заң», фонд нетрадиционных носителей информации (СD-romов), папки-досье, а также удаленный доступ к электронным ресурсам.

В рамках информационно-ресурсного центра «Достык» создан интеллектуально-познавательный проект «IQ Work shop» (интеллектуальная мастерская). Цель проекта:

  • формирование библиотечно-библиографической культуры (грамотности) среди учащихся;
  • познавательное, эвристическое, интеллектуальное соревнование школьников в творческом применении знаний, умений, способностей по решению нестандартных заданий;
  • развитие информационно-поисковой грамотности среди учащихся.

При разработке данного проекта учитывалось, посредством библиотечно-библиографических знаний повысить интерес  к изучению естественно-математического и общественно-гуманитарного направления. Проект был разработан для молодежи в возрасте 15-17 лет.

Я привела только несколько наиболее интересных направлений в информационно-библиографической работе, многие из которых не требуют особых материальных затрат, и как будет развиваться эта деятельность, зависит от специфики работы самой библиотеки, учета запросов пользователей, грамотной политике по привлечению новых пользователей.

Современные формы информационно-библиографической работы вызваны стремлением к движению, ориентированы креативными замыслами в профессиональной библиотечной деятельности. Сегодня как никогда профессия библиографа становится продуктивной, продвинутой, просвещенной.

 

Использованный материал:

Назарбаев, Н. Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания / Н. Назарбаев // Литер. – 2017. - №54 (13 Аапреля) – С.1-2.

Зиновьева, Н.Б. Основы современной библиографии : Учебное пособие / Н. Б. Зиновьева. - М. : Либерия-Бибинформ, 2007. - 104 с. - (Библиотекарь и время. XXI век).

Матвеева, И. Ю. Юношеская библиотека: инновационно-библиографический аспект: научно-практическое пособие / И. Ю.Матвеева. - Москва: Либерея-Бибинформ, 2007. - 224 с.

Справочник библиографа  : Справочное издание / под ред. : А. Н. Ванеева, В. А. Минкиной. - 3-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Профессия, 2005. - 591 с. - (Библиотека).

***

Международная Федерация Библиотечных ассоциаций и организаций ИФЛА Профессиональные доклады № 107 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.ifla.org/files/assets/libraries-for-children-and-ya/publications/ya-guidelines2-ru.pdf. – Загл. с экрана.

 

 

 

 

Тілдерді ауыстырғыш

Біз Интернетта:

Рухани жаңғыру